Faq - акустические системы. Faq - акустические системы Основные факторы влияющие на качество динамиков

Чем отличаются двухполосные и трехполосные колонки? Что вообще означают эти полосы, и на что они влияют? На эти вопросы ответит статья. Она рассказывает:

  • о том, что такое широкополосные колонки;
  • о видах динамиков;
  • о кроссовере и его значении.

Все это поможет выбрать лучшую , исходя из требований к качеству звучания и собственно назначения колонок.

Широкополосный динамик - что это?

В основе принципа действия широкополосной акустики - разделение звука на разные частотные диапазоны, которые благодаря специальным фильтрам перекрывают друг друга. Каждый такой излучатель лучше всего работает только в определенных частотных пределах. Именно в таком пределе звук и подается на излучающую головку. Это позволяет улучшить звучание.

Чтобы отфильтровать все как положено, разработчики акустики комбинируют:

  • катушки индуктивности;
  • различные резисторы;
  • конденсаторы;


Интересно: у двухполосной напольной - потрясающая мощность в 110 Вт и глубокий бас. К тому же, у стереосистемы есть свой дисплей и функция караоке.

Это означает, что в таких колонках каждый динамик воспроизводит конкретные частоты:

  1. низкие;
  2. средние;
  3. высокие.

То, сколько полос в акустической системе, напрямую влияет на качество звучания.

Раньше на рынке аудиотехники стандартным решением считалась однополосная акустика, хотя звучала она неважно. Но в то время просто не было возможности создать динамик, который был бы способен полноценно охватить весь частотный диапазон. Современным производителям однополосных моделей удалось значительно улучшить звук, но на все 100% это не решило задачу разделения частот. Вот почему аудиофилы предпочитают широкополосную акустику.

Впрочем, если выбирать портативную колонку, то однополосный вариант отлично подойдет. Например, трехваттная блютуз-модель не только неплохо звучит, но и обладает приятной подсветкой - то, что надо для веселья на природе.

Появление в колонках кроссовера

Кроссовер - специальное приспособление, которое применяют в акустических системах. Он подготавливает нужный частотный предел для каждой звуковой колонки (динамика).

Совет : хорошо, если кроме кроссовера в колонках будет магнитное экранирование, как у . Оно избавляет от помех, даже если поставить акустику рядом с монитором или телевизором.


Если частота сигнала, которая подается на низкочастотную колонку, выйдет за пределы диапазона, это может исказить аудиосигнал. Если же границы будут нарушены высокими частотами, то, помимо искаженного звучания, у пользователя могут возникнуть проблемы с «пищалкой» - твиттером. Такой напор ВЧ может попросту вывести динамик из строя.

Вот для чего нужен кроссовер в колонках: он не даст нарушить баланс. Этот элемент препятствует выходу частотного сигнала за пределы диапазона.

Двух-, трех- и более полосные акустические системы

В двухполосных системах схема работы следующая: мидвуфер озвучивает практически все: и бас, и среднюю частоту, а твиттер отвечает только за высокие. Это может стать причиной искажения сигнала в виде повышения тона, особенно если уровень громкости достаточно высокий. Впрочем, если не накручивать громкость до предела, то искажения не будут заметны.

Совет: лучше выбирать колонки с деревянным корпусом. Они делают звучание объемнее и не дребезжат на высоких частотах, в отличие от моделей в корпусах из пластика. Например, у корпус из МДФ, поэтому даже на предельной громкости они слушаются хорошо.

Трехполосные колонки отличаются от двухполосных акустических систем тем, что на каждый их излучатель приходится собственная частота. Наличие дополнительного динамика расширяет направление звуковых волн, за счет чего композиция звучит более реалистично.

Главное отличие трехполосных систем от других - это то, что каждый динамик играет в поршневом режиме. Когда динамик активен, он начинает двигаться. При этом как центральные «точки» его диффузора, так и те, что расположены по периметру, начинают равноудаляться от своего местонахождения. За счет этого искажения аудиосигнала либо отсутствуют совсем, либо настолько незначительны, что уловить их практически невозможно.

Важно: в случае с пассивными колонками, как , многое зависит от усилителя, его регуляторов частот и мощности (она должна совпадать с колонками).

Модели с большим количеством полос вообще не искажают аудиосигнал. Но если хочется такой вариант, то стоит присмотреться к большим напольным системам с крупными излучателями: компактные модели с большим количеством полос будут звучать хоть и громче, но менее качественно.

Перечисляя, характеристики выбранной, понравившейся или купленной аппаратуры, помимо прочего любят упоминать, количество полос акустики. Причем многие делают это с явной гордостью. Четырехполосники 6 на 9 - крутяк! А действительно это так важно? Четыре полосы в одном динамике. И если важно, то сколько их должно быть? В качестве примера, буду использовать автозвук, во первых это должно быть ближе любителям автомобилей, а во вторых именно в автозвуке большее разнообразие в постройке системы.

Начнем с теории. Зачем вообще такое большое количество динамиков? Почему не поставить просто пары? Ведь в телевизоре, например их два. В наушниках, за некоторым исключением - тоже два. То есть по одному на каждый канал.

Дело в том, что сделать один динамик, который перекрывал бы всю область слышимых частот очень проблематично. Поэтому приходится разбивать диапазон частот на несколько частей - полос. И доверить воспроизведение этих полос - различным динамикам. Что же нам нужно от каждого из них? И как это влияет на конструкцию динамиков?

Для воспроизведения высоких частот, достаточно маленького, но очень легкого диффузора, для средних размером 13-16 см и способного на большие перемещения, для низких, как правило требуется большой ящик и динамик размером 25-35 см, можно конечно обойтись и без ящика, но тогда размер диффузора, превысит все мыслимые размеры.

Таким образом получаем многополосную систему, способную воспроизводить максимально широкий диапазон частот. Где каждую часть этого диапазона воспроизводит лучше приспособленный для этого динамик.

Хорошо ли это? С точки зрения зрения ширины воспроизводимых частот несомненно. Но эти динамики должны играть, как слаженный ансамбль.

Для этого применяют разделительные фильтры. Чтоб каждому динамику доставалась своя полоса и эти полосы не накладывались друг на друга. Здесь и начинаются сложности. Мало того, что динамики различных полос сами имеют разные характеристики, так и фильтры вносят свои искажения. Можно, конечно применять фильтры больших порядков, те которые резче обрезают крайние частоты воспроизведения. Тогда согласовывать динамики по частоте можно будет «герц в герц». Но такие фильтры вносят другие неприятные сюрпризы. Области различных частот хуже стыкуются по фазе сигнала. Что это? Это изменение времени прихода различных частот. Чем это чревато?

Дело в том, что звук любого музыкального инструмента состоит не из одной частоты. И диапазон этих частот бывает очень широк. Очень часто звучание одного инструмента попадает на разные частотные полосы, воспроизводимыми разными динамиками. Система то у нас - многополосная!

Думаю не все знают, что даже в звучании тарелки имеются низкочастотные составляющие. Конечно эти составляющие крайне малы по амплитуде. Тем сложнее достоверно их воспроизвести, да еще и правильно распределенными во времени. Что в итоге влияет на общую натуральность звучания.

Рассмотрим конкретный пример. Звук удара бочки. Из чего он состоит? Сначала мы слышим хлесткий резкий удар, постепенно уходящий вниз и заканчивающийся послезвучием ослабленных вибраций. То есть во времени, звук бочки меняет амплитуду и частоту. Теперь представим, что низкий гул и удар приходят одновременно или еще хуже, гул приходит раньше. Звук искажен. Ведь фаза сигнала нарушена. Знакомая картина? И так с любым инструментом, вокалом.

Есть один, наиболее близкий мне вариант решения проблемы. Отдать воспроизведение максимально широкого диапазона частот одному динамику имеющему малые искажения. Какому? Среднечастотному. Ведь именно на средних частотах фазовые и тембральные искажения наиболее заметны ухом. А расширим диапазон с помощи пищалки и сабвуфера. Для этого можно использовать фильтры попроще.

Одно, но! Динамики и фильтры должны быть очень качественными, оттого - более дорогими.

Итак идеальное, с точки зрения верности воспроизведения звука и затрат на количество компонентов, получается система из трех полос.

Конечно нет одного единственно верного варианта. Доводилось слушать, разные по количеству полос, но отлично звучащие варианты. Все дело в реализации. Тут на первые план выходит желание сделать тот или иной характер звука.

Но я считаю, что лишние компоненты неоправданно удорожат систему. И заставят решать новые появившиеся вместе с дополнительными компонентами проблемы, которые потребуют еще больших затрат.

Единственным исключением является система построенная для автозвуковых соревнований. Но там предъявляются специфические требование. Мы то с вами хотим слушать хорошо звучащую музыку, а не дотошно вслушиваться в тестовые треки?

Получаем следующую систему.

Основную полосу воспроизводит среднечастотный динамик. Он может быть подключен непосредственно к усилителю или через разделительный фильтр. Зависит от комплектации.

Высокочастотник, подключенный через фильтр (кроссовер). Без фильтра он просто сгорит от перегрузки.

И сабвуфер. Подхватывающий эстафету среднечастотного - внизу. Именно подхватывающий, помогающий, а не задавливающий все остальные частоты. Должен быть баланс. Хороший сабвуфер, вообще не должен быть слышан отдельно. Должно складываться впечатление, что все частоты до инфранизких исходит от основного динамика. Так называемый «фронтальный бас». Без стыковки и доминирования.

Все остальное лишнее и к качественному воспроизведению звука отношения не имеет.

Самые распространенные ошибки и заблуждения при постройки автозвуковых систем.

Зачем нужны динамики в задних дверях? Для сарраунда, для кватро? Опомнитесь! В записи лишь ДВА канала, записанных в расчете на фронтальный звук. Вам нравится звук вокруг? Помните! Звукорежиссер не знал об этом.

Право на существование колонок в задних дверях имеет лишь цель, озвучивания задней части салона - для задних пассажиров. Ведь для них они являются фронтальными. Но задумайтесь, для кого вы делаете звук? Если только для себя, то это лишь напрасно потраченные деньги и изменение ощущения объема. Не чувствуете объема от передних динамиков. В помойку! Вот где их место. Сложите сумму цены передних и задних колонок. Вложите их в стоимость фронта.

Единственное исключение. Совсем бюджетная система. Состоящая из головы и четырех колонок. Идеальный вариант в этом случае - хороший двухполосный фронт и динамики 6 на 9 в заднюю полку.

Только динамики 6 на 9 должны быть максимум двухполосными!

Вспомните требования к динамикам разных полос. Задумайтесь за какие диапазоны отвечают эта бижутерия?

Оставьте это на совести маркетологов. Больше не значит лучше. встречал даже, однополосные чисто вуферы. Если в магнитоле есть фильтр, можно на них отправить лишь самый низ. Звук будет лучшим за эти деньги.

Экономим на компонентах, но взамен получаем сильное звучание тыла, достаточный бас и искаженное стерео. Но для бюджетной системы это допустимо.

Еще одна, очень распространенная ошибка - наличие корпусного сабвуфера в такой системе. Он там - лишний. Овалы 6″ x 9″ рассчитаны для работы в простой системе, поэтому имеют хороший басовый потенциал. Фактически это бюджетная замена сабвуферу. Который используют объем багажника как акустическое оформление. И дополнительный сабвуфер, только добавит ненужного баса. От «овалов» недостаточно баса? Значит вы купили плохие динамики, поверив маркетологам. Вместо автозвуковой бижутерии и примитивного, готового корпусного сабвуфера - купите достойные динамики 6 на 9.

Запомните! Звучать лучше будет система построенная по принципу - «лучше меньше, да лучше!»

В качественной аудиосистеме основная роль отводится акустическим системам стерео- или многоканального типа.

Что значит количество полос в колонках

Благодаря им электрические импульсы преобразуются в звуки акустического диапазона разной частоты. Кому-то важно чистое и максимально приближенное к оригиналу звучание музыкальных инструментов, а для кого-то на первом месте стоит голос вокалиста, актеров фильма или преподавателя из обучающих видеокурсов.

Насколько важна акустическая система?

Она является базой для всей аудиосистемы.

Предпочтительней начинать подбор подходящей аудиосистемы именно с акустики.

Причем для каждого будут стоять в приоритете разные варианты оборудования. На выбор влияют такие факторы, как “заточенность” такой системы под те жанры, которые по нраву будущему владельцу и ценовая категория.

Любителям максимально точного звука подойдут акустические системы hi-fi.
Несмотря на мифы, далеко не каждая дорогая аудиотехника показывает упомянутые возможности.

В случае, когда на первом месте стоит эксклюзив, рынок аудиосистем предоставляет фанатам высококачественного звука аудиоаппаратуру класса Hi-End.

Справка! High End – это термин маркетологов, указывающий на элитность программного и аппаратного обеспечения, позволяющего усилить звук. Соответственно, цена на подобные аудиосистемы не пугает только ярых фанатов музыки или любителей несерийной звуковой аппаратуры, обладающих хорошим финансовым состоянием.

Типы акустических систем

Существует несколько категорий акустических систем, каждая из которых способна удовлетворить определенные запросы покупателя. По базовым отличиям выделяют 5 базовых классификационных групп.

  • Принцип установки аппаратуры. Акустические системы делятся на напольные и полочные в зависимости от размера. Первые предпочтительны для крупных помещений, таких как кинотеатры. Использование их дома для телевизора или компьютера нерентабельно. Оптимальнее использовать полочные колонки.
  • Количество динамиков. Иначе это называется делением по количеству полос звука. Производитель может включать от 1 до 7 динамиков. Наиболее оптимальный по бюджету вариант – 3 динамика, где одна полоса отвечает за низкие частоты, другая за средние и третья за верхние.
  • Наличие или отсутствие усилителя звука в колонках. В первом случае они называются активными, во втором – пассивными. Гораздо чаще встречаются пассивные варианты. Они предпочтительнее для аудиофилов за счет разделительного фильтра и, соответственно, более высокого качества звука за счет разделения частот.
  • По конструкции динамики различаются на планарные, динамические, электростатические и прочие типы, а в некоторых случаях аппаратура не попадает ни под одну категорию.
  • Оформлением. У колонок может быть закрытый или открытый корпус, хорошим дополнением будет фазоинвентор – труба в колонке, настроенная на определенную частоту и усиливающая звуки в ее пределах. Благодаря такому отверстию воспроизводятся более низкие частоты, чем у обычной аппаратуры. Если трубу изгибать внутри корпуса, увеличивая ее длину, мощность и диапазон воспроизводимых низких частот, получатся колонки с акустическим лабиринтом. Они более дорогие и требуют большей точности при изготовлении.

Области использования акустических систем

Первая и основная сфера применения – домашнее пользование.

Сюда включается потребность в качественном звуке для более полного погружения в видеоигры, мощность и сила звука для просмотра телевизора, чистота и приближенность к оригинальному звучанию для любителей музыки различных жанров.

Любителям качественной музыки в автомобиле рекомендуется приобретать многополосные аудиосистемы.

Причем для лучшего звучания в передней части машины располагаются высокочастотные и среднечасттные элементы Car-системы. Низкочастотным колонкам отводится задняя часто авто.

Концертные варианты акустических систем призваны не только обеспечить доступ звука в любую точку обширного помещения или зала, но и удовлетворить требования многих слушателей к качеству звучания. Наиболее распространенные наборы аудиотехники для концертов включают в себя мониторы для передачи нюансов звука, фронтальные громкоговорители, дающие прямой звук с высокой плотностью, центральные громкоговорители для передачи вокала.

Что значит количество полос в колонках

Отдельная категория – студии звукозаписи. Для них предпочтительны студийные мониторы, которые способны воспроизвести звук со всеми его плюсами и минусами, что способствует, в конечном итоге, созданию более чистого и достоверного по своему звучанию трека.

Вне зависимости от того, где будет использоваться акустическая система, рекомендуется предварительно определить критерии, по которым будет происходить отбор подходящей аппаратуры.

С их помощью удастся получить аппаратуру, которая максимально сможет приблизить вас к звуку вашей мечты.

Стереосистема 2.0 – акустика, состоящая из двух колонок (первая цифра – количество колонок, вторая – сабвуферов). Предназначена, прежде всего, для прослушивания музыки, однако при хорошем качестве может стать универсальным вариантом как для музыки, так и для игр и фильмов.

  • Система 2.1 – дополнена сабвуфером для звучания баса. Не стоит гнаться за фактом наличия самого сабвуфера: дешевая модель может только испортить звучание.

Многокомпонентная система – состоит из пяти колонок (как правило) + сабвуфер. Нужна для получения объемного звука в помещении. Основная задача – фильмы и игры. При покупке системы 5.1 стоит помнить, что для ее правильного размещения необходимо пространство, поэтому если комната недостаточно большая, лучше купить стереосистему.

При ограниченности бюджета лучше выбрать систему 2.0, потому что за ту же сумму, как правило, она будет лучше и качественней системы 5.1. Пусть звук будет не объемный, зато достаточно качественный для любой задачи.

Тип

Активная акустика – система со встроенным усилителем мощности. Преимущества – мобильность, компактность, такую систему проще отрегулировать, а за счет того, что динамики подключают непосредственно к усилителям, улучшается качество звучания и расширяется диапазон воспроизводимых частот.

Пассивная акустика – система, для которой не требуется подвод линейного сигнала и напряжения к каждой колонке. Но при этом для пассивных акустических систем нужен внешний усилитель.

Пассивно-активная акустика – комбинированная система, состоящая из основных колонок (пассивный тип) и сабвуфера (активный тип). Такое решение позволяет добиться высококачественного звучания на низких частотах благодаря наличию усилителя в активном сабвуфере.

Компоненты

Фронтальные колонки – дают основной звук, поэтому при выборе таких колонок лучше не экономить и изначально приобрести качественное устройство. Для начала можно купить только пару хороших напольных фронтальных колонок, а остальные приобрести позже. Эта акустическая система отличается тем, что может работать как самостоятельно, так и в составе многоканальной системы.

Центральные колонки – важно, чтобы они находились поближе к телевизору, над ним или под ним. В фильмах передает голос. Акустика центрального канала используется для построения многоканальной системы объемного звука.

Тыловые колонки – могут располагаться высоко над головой слушателя, по бокам или сзади. Их можно развернуть динамиком к стене. В данном случае звук будет отражаться от поверхности стены. Они используются для создания картины «окружения звуком».

Сабвуфер – передает звуки низких частот. Обязателен для построения системы домашнего кинотеатра. При использовании фронтальных колонок среднего и бюджетного класса добавление сабвуфера может значительно улучшить качество звука.

Сателлит – это маленьких размеров колонка, которая используется в недорогих комплектах для домашних кинотеатров.

  • Мониторный громкоговоритель – чаще всего применяется в радиовещательных и звукозаписывающих студиях для контроля фонограмм, поскольку он в точности передает все нюансы музыкального материала. Это дает возможность услышать не только музыкальные детали фонограммы, но и огрехи звукорежиссера, искажения усилителя. Поэтому в домашних условиях использование мониторного громкоговорителя не всегда уместно.

Твитер – устанавливается сверху на фронтальную колонку и помогает воспроизвести высокие и ультравысокие частоты.

Компьютерные колонки – акустическая система, предназначенная для работы с компьютером.

Биполярные колонки – оснащены двумя комплектами динамиков, расположенных под углом примерно 90° друг к другу. Играют роль тылового канала в домашнем кинотеатре.

Назначение

Домашняя – рассчитана на использование в домашних условиях. К подобной акустике относятся многокомпонентные системы для «домашнего кинотеатра», стереосистемы для прослушивания музыки, в том числе продвинутые «меломанские» модели.

Концертная – используется в концертной деятельности. Эти колонки отличаются высокой мощностью и большими габаритами, а также имеют специальные разъемы.

Мониторная – обладает отличными амплитудно-частотными характеристиками и не искажает звук. Применяются для контроля качества сигнала в студийной работе. В домашних условиях такое оборудование использовать не имеет смысла.

Наружная – устанавливается на открытом пространстве, например, на летних площадках. Корпус таких колонок устойчив к воздействию влаги и коррозии.

Информационная – применяется на вокзалах, в торговых центрах и других общественных местах. Многие модели используются в паре с усилителями в домашних условиях, однако, частотный диапазон у них часто более узкий по сравнению с обычными колонками.

Кинотеатральная – используется для создания объемного звука в кинотеатрах. Это мощные пассивные колонки, которые подключаются к специальным театральным усилителям. Продаются поштучно – это позволяет собрать систему под конкретное помещение. Кинотеатральные колонки слишком дорогие, сложные и мощные для использования в домашних условиях.

Тип установки

По типам акустические системы делят в зависимости от места расположения и способа установки на несколько групп.

Напольная – такая акустическая система имеет крупные размеры. Устанавливается непосредственно на пол. Если ее поднять, то исказятся низкие частоты. Используется для улучшенного звучания баса, а в системе 5.1 чаще всего играет роль фронтальной акустики.

К напольной акустике относятся практически все сабвуферы, кроме встраиваемых в стену моделей.

Полочная – акустическую систему размещают, чтобы высокочастотные волны находились на одном уровне с головой слушателя. Для этого ее прикрепляют на стену или устанавливают на стойку либо подставку.

Такие колонки можно использовать самостоятельно в системе 2.1 или как фронтальный звук в системе объемного звучания.

Полочной акустикой являются большинство сателлитов, мониторов, фронтальные и тыловые колонки небольших размеров (высотой до 600-700 мм).

Саундбар – панель с колонками, которые создают эффект объемного звучания. Как правило, это небольшие колонки.

Встраиваемая/подвесная акустика – может устанавливаться вглубь стены, в потолок или же крепиться на них.

  • Концертная и ландшафтная акустика – из названия видно, где данные системы устанавливаются и используются. От других акустик они отличаются большой выходной мощностью (концертные), влагонепроницаемыми корпусом и динамиками, изготовленными по особой технологии из полимерных и композитных материалов (ландшафтные).

Настенная – напоминает полочную акустику, но имеет собственные крепления и не нуждается в подставках или полках. Минус – сложность монтажа.

Линейный массив – вертикальная или горизонтальная конструкция, состоящая из нескольких колонок. Дает возможность охватить мощным звуком большие пространства. Такая акустика относится к концертной.

Количество полос

Акустические системы могут иметь от одной до семи частотных полос. От их количества зависит качество звука:

  • двухполосные системы – оптимальный вариант по качеству звука, где одна полоса воспроизводит низкие и нижние средние частоты, а другая – высокие средние и высокие частоты;
  • трехполосные системы – качество звука выше, что впрочем, сказывается и на стоимости. Одна полоса воспроизводит низкие частоты, вторая – средние, третья – высокие. Такие системы хоть и дают более качественный звук, но часто люди с немузыкальным слухом могут и не заметить разницы с двухполосной системой.

Мощность

Мощность оказывает значительное влияние на качество звука и механическую надежность самой системы, но это совсем не означает, что от мощности зависит громкость. Необходимо, чтобы мощности усилителя и акустической системы совпадали. В противном случае, если мощность усилителя будет больше мощности акустической системы, колонки легко могут выйти из строя.

Если брать за основу площадь комнаты и мощность системы, то можно примерно ориентироваться на такие цифры: для комнаты площадью около 20 м 2 следует остановиться на мощности акустической системы в пределах 60-80 Вт , 30 м 2 100 Вт , а с площадь больше 30 м 2 150 Вт.

Частота

Условно диапазон частот, которые может воспринимать человеческое ухо, можно поделить на три части: низкие частоты (от 20 до 150 Гц), средние (от 100 до 7000 Гц) и высокие (от 5000 до 20000 Гц). Если акустическая система будет использоваться в дополнение к домашнему кинотеатру, то ее частотный диапазон должен быть приблизительно от 100 до 20000 Гц . Если же это универсальная акустика, то следует выбрать систему с более широким диапазоном - от 20 до 35000 Гц .

Чувствительность

Чувствительность системы напрямую влияет на громкость звука при заданной мощности. Используя высокочувствительную акустику, можно иметь не слишком мощный усилитель. Чувствительность указывается в дБ/Вт/м, что означает определенное звуковое давление в дБ на расстоянии 1 метр от динамика мощностью 1 Ватт. Условно чувствительность 84-88 дБ считается низкой, 89-92 дБ – средней, 94-102 дБ – высокой. Таким образом, чем выше чувствительность, тем лучше, однако не следует забывать, что мощный усилитель способен легко повредить чувствительные динамики.

Для музыкантов

Студийный монитор – позволяет контролировать качество звука, баланс инструментов и другие важные параметры при звукозаписи.

Концертный (сценический) монитор – создает дополнительное звуковое поле, посредством которого исполнитель ориентируется в звуке музыки.

Различают два вида концертных мониторов:

  • напольный (наклонный) – подает звук исполнителю с минимальными искажениями и высоким давлением;
  • боковой – повышает громкость мониторной системы на сцене. Располагаются по краям сцены. Зачастую роль боковых мониторов играют концертные акустические системы.

Важно : перед покупкой акустической системы обязательно прослушайте ее. Конечно, оценить качество звучания в шумном зале очень сложно. А вот в шоу-руме – вполне реально. Для прослушивания не используйте записи, которые имеются у продавцов, а возьмите хорошо известную во всех нюансах, много раз услышанную фонограмму.

Также учитывайте, что усилитель в демонстрационном зале отличается от вашего. Обязательно отключите все опции, отвечающие за обработку звука, в том числе тембральные.

Стоит обратить внимание на точность работы акустики при уменьшении / увеличении громкости, чистоту звука. Однако еще важнее – собственные ощущения от прослушивания.

Звуковое давление

Звуковое давление влияет на максимальную громкость акустики. Измеряется в SPL. Чтобы оценить этот параметр, стоит знать:

  • 10 дБ SPL – шепот;
  • 50 дБ SPL – беседа;
  • 110 дБ SPL – работающий трактор;
  • 150 дБ SPL – взлетающий самолет.

Интерфейсы

Входы / выходы

  • RCA – характеризуется низкой устойчивостью к помехам, передает одноканальный звук;
  • XLR – для балансного подключения, отличается высокой помехоустойчивостью. Дает возможность работать с длинными проводами без ущерба для чистоты аудиосигнала. Подобный стандарт является профессиональным.
  • Jack (TRS 6.35 мм) – устойчив к помехам, может использоваться для балансного подключения. Встречается в профессиональном оборудовании и музыкальных инструментах.
  • mini-Jack (TRS 3.5 мм) – чувствителен к помехам. Используется в мобильных устройствах (телефоны, плееры).
  • AES/EBU (разъем XLR) – в отличие от предыдущих передает цифровой аудиосигнал. Дает низкий уровень помех и чистый звук. Применяется в профессиональной технике.
  • Speakon – для передачи аудиосигнала с усилителя мощности. Применяется в концертном оборудовании.
  • Коаксиальный (разъем RCA) – для передачи цифрового аудиосигнала (стандарт S/P-DIF). Выгодно отличается от интерфейса RCA возможностью передавать многоканальный звук. Коаксиальное соединение чувствительно к помехам.

Другие входы

  • USB – для подключения флешки, что позволяет использовать акустику в качестве музыкального центра. Этот разъем подойдет для зарядки аудиоплееров и другой портативной техники.
  • Оптический – для передачи цифрового аудиосигнала (стандарт S/P-DIF). Используется для работы с многоканальным звуком. В отличие от коаксиального интерфейса устойчив к помехам, однако такой кабель хуже переносит сгибы, да и цена его выше.

Материал корпуса

Дерево – обладает замечательными акустическими свойствами и привлекательным видом, но стоит очень дорого. Используется в элитной акустике.

Пластик – выгодно отличается от дерева меньшей стоимостью и разнообразием дизайнерских решений, но уступает ему по акустическим качествам.

МДФ – дороже пластика, но дешевле дерева при сопоставимых акустических свойствах. Такой вариант получил наибольшее распространение.

Алюминий – позволяет выполнить корпус сложной формы, но негативно влияет на качество звука («звонкость» из-за резонанса на высоких и средних частотах).

Импеданс

Под импедансом понимается сопротивление акустики переменному току. Этот параметр учитывается при подключении колонок к внешнему усилителю. Акустическая система и усилитель должны работать с одинаковым сопротивлением: если импеданс колонок меньше, чем у усилителя, то звучание искажается, если этот параметр больше – звук будет достаточно тихим.

Беспроводные колонки

Беспроводные (портативные) колонки подключаются к смартфону, планшету или другому устройству через Bluetooth (наиболее распространенная версия – 4.2). Такой гаджет занимает минимум места и обеспечивает качественный звук. В результате можно слушать любимую музыку в путешествиях и походах, на пляже и вечеринках в кругу друзей.

В портативной акустике предусматривается и проводное соединение с мобильными устройствами (через mini-Jack). Также этот разъем позволяет подключить к девайсу наушники. При проводном подключении меньше расходуется заряд батареи.

Основные параметры:

  • количество каналов – чем больше, тем объемнее звучание (1.0 – моно, 2.0 – стерео, 2.1 – стерео с сабвуфером);
  • количество полос – должно соответствовать количеству динамиков, если полос больше, то качество звука будет очень низким;
  • мощность – в зависимости от модели колеблется в пределах 1.5-120 Вт;
  • частотный диапазон – чем шире, тем выше качество воспроизводимого звука (нижние частоты – 20-500 Гц, верхние – 10000-25000 Гц);
  • громкость – минимальный параметр составляет 80 дБ, но лучше взять модель, выдающую 95-100 дБ (достаточно для просторной комнаты).

Питание

Подавляющее большинство портативной акустики имеет аккумулятор, однако встречаются модели, которые работают на батарейках. Такие гаджеты имеют меньший вес и не нуждаются в розетке. Недостаток – расходы на приобретение элементов питания. В беспроводной акустике может быть предусмотрено питание от сети (220В) и ПК / ноутбука (через USB-порт).

Емкость аккумулятора – определяет время непрерывной работы устройства. Единица измерения – миллиампер-час (мАч). Чем больше емкость батареи, тем дольше будет звучать музыка. Стандартный вариант – 2200 мАч рассчитан на 10 часов. Этот параметр особенно важен, если колонка будет использоваться на открытом воздухе.

Материал корпуса

Чаще всего корпус беспроводных колонок выполняется из практичного и сравнительно дешевого пластика, намного реже можно встретить металлические и деревянные варианты. В пыле- и влагозащищенных моделях применяются резина и силикон, которые хорошо противостоят и ударам.

Дополнительно

Также имеет значение габариты и вес портативной акустики. Для спорта и активного отдыха лучше выбирать компактную и легкую модель с карабином или другим надежным креплением. Если колонка будет находиться дома или в офисе, то отдайте предпочтение увесистому гаджету, дающему более качественный звук.

Беспроводные колонки чаще всего используются вне помещения. Поэтому при выборе стоит обратить внимание на защиту от пыли и влаги. Эта характеристика обозначается в виде кода IPXX, где первая цифра указывает на степень защиты от пыли, вторая – на степень влагозащиты.

Защита от пыли (песка):

  • IP4X – защита от предметов размером 1 мм и более;
  • IP5X – пылезащищенный корпус;
  • IP6X – пыленепроницаемый корпус.

Защита от влаги:

  • IPX1-3 – защита от вертикальных капель, практически бесполезна;
  • IPX4 – защита от брызг с любого направления (дождь);
  • IPX5-6 – защита от струй / сильных струй (сильный дождь, ливень);
  • IPX7 – колонка выдерживает кратковременное погружение на глубину до 1 м (случайное падение в бассейн);
  • IPX8 – колонка выдерживает длительное погружение на глубину более 1 м (время нахождения – более 30 минут).

Портативная акустика для улицы должна обладать защитой IP45 или IP56. А вот на пляж или рыбалку лучше взять более надежную модель с параметром IP67 или IP68.

Важно : производители гарантируют защиту от воздействия пресной воды. Но морская вода или вода с различными химическими веществами может вывести колонку из строя. Полная водонепроницаемость увеличивает стоимость девайса и ухудшает качество звука – он становится более тихим и глухим.

Виброколонки – вид портативных колонок. Эта акустика устанавливается на плоской поверхности, которая и выступает в качестве динамика (стекло, мебель). Фиксация на разные опоры позволяет регулировать «окраску» звука. Недостаток – работает только в тандеме с предметом. У некоторых обычных портативных колонок есть отдельная опция «вибро».

Оснащение

Позолоченные разъемы – на качество звука влияют кабели и материал разъемов, для этого контакты часто покрывают тонким слоем никеля или золота. Это обеспечивает максимальное качество соединения.

Шипы – заостренные ножки на колонках для устойчивого расположения колонки на полу и предотвращения различных ненужных вибраций.

Защита от перегрузки – специальная защита, предотвращающая выход из строя колонок, если вдруг на них подадут сигнал, превышающий их максимально допустимую мощность.

Магнитная защита – наличие магнитного экрана у колонок. Желательно экранирование фронтальных и центральных колонок. Чаще всего они располагаются вблизи телевизора или монитора, из-за магнитного поля, излучаемого этими колонками, изображение может исказиться.

Ленточный излучатель – улучшает чувствительность акустики, повышает качество звучания и обладает широкой характеристикой в горизонтальной плоскости. Минус – высокая цена динамика с таким излучателем. Подобное решение обычно используется для высокочастотных динамиков.

Электростатический излучатель – дает высочайшее качество звука с минимальным уровнем искажений. Минусы: высокая цена динамика, необходимость работы с ним усилителя элитного класса, имеющим выходной трансформатор, плохое воспроизведение низкочастотного звука.

Пассивный излучатель – повышает качество низкочастотного звука. В отличие от активных излучателей, пассивный не выдает звук, а только колеблется под воздействием их звучания.

Влагозащита корпуса – предотвращает попадание влаги внутрь колонки. Влагозащита также подразумевает наличие диффузора, который имеет водоотталкивающую пропитку. Используется в наружных акустических системах. Встраиваемые колонки с влагозащитой могут устанавливаться в помещениях с высокой влажностью, например, бассейнах.

Фазоинвертор – повышает качество звучания и увеличивает звуковое давление.

Bi-Amping/Wiring – делит сигнал на высокие и низкие частоты до поступления на вход акустики, что исключает их взаимное влияние. Применяется в многополосной акустике. Термин «Bi-Amping» используют по отношению к активным колонкам, «Bi- Wiring» – к пассивным.

Bluetooth-модуль – предназначен для беспроводного подключения мобильного устройства (смартфона, планшета) к колонкам. Это позволяет воспроизвести музыку, хранящуюся в памяти гаджета. Минус – более низкое качество звука при высокой цене такого соединения.

Пульт ДУ – дает возможность управлять акустической системой на расстоянии, что весьма удобно.

Функции сабвуфера

Регулировка частоты среза – меняет верхнюю границу частот, которые выводятся на сабвуфер. При этом остальной частотный диапазон «завязан» на основные колонки. Данная опция помогает настроить акустику под различные стили музыки.

Регулировка фазы – позволяет согласовать друг с другом звук с сабвуфера и основных колонок. Улучшает качество звучания.

Регулировка уровня – настраивает уровень громкости низких частот.

LFE-вход – дает возможность использовать сабвуфер в паре с высококлассными системами многоканального звука. На такой вход подается низкочастотный сигнал, обогащенный звуковыми эффектами.

Дисплей – отображает данные о проигрываемом треке, дате, времени, уровне заряда батареи. Облегчает использование гаджета.

Кардридер – позволяет слушать музыку с карты памяти (Micro SD).

USB – дает возможность прослушивать треки с флешки. Также используется для подключения к колонке смартфона и его зарядки.

FM-приемник – поможет разнообразить музыкальное «меню» композициями, звучащими по радио.

Ethernet / Wi-Fi – возможность проводного / беспроводного подключения колонки к Интернету. В этом случае перечень прослушиваемых музыкальных произведений станет еще шире благодаря интернет-радио.

TWS – служит для подключения к другой беспроводной колонке. Это удваивает громкость и позволяет охватить звуком большую площадь.

Спикерфон – дает возможность пользоваться колонкой для общения по Skype или по телефону (громкая связь). В этом случае руки пользователя остаются свободными.

Эквалайзер – предназначен для регулировки частоты в зависимости от предпочтений слушателя.

NFC-модуль – устанавливает соединение между смартфоном и портативной колонкой в одно касание.

DLNA – используется для соединения различных гаджетов в единую сеть. Дает возможность подключенным устройствам обмениваться файлами, в данном случае музыкой.

Панорамное аудио – обеспечивает распространение звука на 360°, что делает звук более объемным.

Power Bank – дает возможность заряжать смартфон и планшет от колонки. Подобные модели оснащаются емкими батареями, что увеличивает их вес, размеры и стоимость.

Также портативная акустика оснащается часами, будильником, фонариком, креплениями для разных поверхностей (присоска, карабин, на руль велосипеда)

Умные (смарт) колонки

Умные колонки – устройства, оснащенные динамиками, микрофонами и системой искусственного интеллекта. Помимо своей очевидной функции эти колонки выступают в качестве пульта управления элементами системы «умный дом». Подключаются к Интернету и мобильным устройствам через Wi-Fi.

Производителей качественной акустики условно можно разделить на два типа: одни выпускают относительно доступную технику для дома, другие занимаются производством акустики для аудиофилов и профессиональных звуковых компонентов. Цена на компоненты Hi-End класса очень высока, иногда она на порядок дороже другой аудиотехники, но настоящих ценителей звука это не пугает. Среди брендов следует отметить Canton , Bose , Bowers & Wilkins , Jabra , JBL , Jamo , Magnat, Monitor Audio, Morel, Paradigm, Sonance, Tannoy , Yamaha , Некоторые марки, несмотря на высокую стоимость своей продукции, предлагают относительно бюджетные варианты акустики. Это удобно, если вы не готовы платить большие суммы за акустическую систему, но хочется купить качественные, надежные колонки для хорошего звука.

2-ух полосная акустика в авто

Акустическая двухполосная система издавна пользуется огромной популярностью у автомобилистов, которые ценят хороший звук. Сегодня явным конкурентом этой акустики выступает трехполосная, но сторонники прежней системы все еще ее уважают и ни за что не собираются менять.
В чем же двухполосная акустическая система лучше и почему ее так любят, узнаем из этой статьи, где ко всему прочему, будет дана инструкция по быстрой ее установке в автомобиль.

Преимущества двухполосной акустики

Как известно, все типы полосной акустики разделяются на особые классы. В данном случае речь идет о компонентной и .

Коаксиальная акустика

  • Подразумевает наличие двух головок, установленных в корпусе динамика. Преимущества – низкая стоимость и простота монтажа.

Компонентная акустика

  • Два динамика объединены в одну целостную систему, воспроизводящую низкие и высокие частоты. Стоимость такой системы значительно выше, что вполне объяснимо.

Фронтальная и тыловая акустика

В автомобиле, как известно, еще принято ставить динамики в зависимости от направленности звука.

  • – это, в принципе, установка в штатные места динамиков, то есть в передние двери. Все бы ничего и никаких проблем бы не было, если штатные места сделаны были в соответствие с качественными динамиками.
    Но дело в том, что практически на любом автомобиле эти самые места, предназначенные производителем для установки динамиков, очень малы и рассчитаны на динамики малых размеров.
  • Фронтальная акустика берет на себя важнейшую функцию – создание правильной звуковой сцены в автомобиле. При этом ее установка подразумевает использование специальных накладок на двери с последующим прочным креплением динамиков.
  • Фронтальная акустика обычно подразумевает установку динамиков в верхние части передних дверей.
  • Для достижения лучшего звукового эффекта 2-полосная акустика должна монтироваться так, чтобы ее элементы были как можно ближе друг к другу. Подразумевается установка НЧ динамика в дверь, а ВЧ динамика на стойку или приборну панель автомобиля.

Преимущества фронтальной акустики:

  • Установка пройдет быстро и легко.
  • В случае с 2-полосной системой практически никаких сложностей наблюдаться при монтаже не будет.
  • С другой стороны, установка в двери подразумевает отсутствие корпуса у динамика, что отрицательно может сказываться на качество звука. В этой связи умельцами придумываются различные и оригинальные , которые усиливают звуковой эффект от динамиков.

Как и говорилось выше, главное в автомобиле – это тыловая акустика. Что касается этой системы, то она будет выполнять роль дополнительного звукового эффекта.
Итак:

  • Использование тыловой акустики оправдано, ведь динамики в этом случае улучшают общее фоновое звучание, делая картину звука намного глубже.
  • 2-полосная акустика лучше звучит, конечно же, спереди, но и сзади в багажнике или на акустической полке ее средние частоты будут звучать неплохо.
  • Установка задних динамиков также подразумевает изготовление особой акустической полки, которая способствует лучшему звучанию динамиков.

Установка 2-полосной акустики

Итак, как стало понятным, полная установка 2-полосной акустики в автомобиль подразумевает использование ее и как спереди, так и сзади.

Передние двери:

Примечание. Для установки в передние двери, желательно использовать динамики на 16 см.

  • Приобретаем или изготавливаем самостоятельно подиумы для динамиков.

Примечание. Стоит отметить, что сами по себе подиумы вряд ли обеспечат динамикам прочность. Поэтому отдельно для подиумов изготовляется доска или под ними ставятся специальные подкладки из ДСП или фанеры.

  • Дорабатываем двери, увеличивая размеры под установку 16 см динамиков. Также на этом этапе ставится прочная опора, которую надо жестко прикрутить к металлической части двери.
    • Создаем акустический объем, заклеивая малярным скотчем отверстия двери. Поверх скотча оклеиваем стекловолоконной тканью, которая, в свою очередь, пропитывается эпоксидным клеем.
    • Если подиумы делаются самостоятельно, то нужно будет сначала вырезать из фанеры кольца с 4-мя ушками. Эти самые ушки будут нужны для крепления подиума на дверь.
      Затем изготавливаем для каждого подиума 2 промежуточных кольца и собираем все вместе, используя еще и проставки.
    • Подиумы прочно прикручиваем к двери.
    • Дверь оклеиваем вибропластом.

    Примечание. Кроссовер можно установить рядом с дверной ручкой, ведь в это месте ему вполне свободно будет находиться (в зависимости от модели автомобиля).

    Инструкция, приведенная выше, поможет не совершать ошибок при выборе и установке данной акустики своими руками. В процессе установки рекомендуется изучить фото и видео – материалы.
    Как известно, цена на монтаж аудиосистем в автомобиль у профессионалов всегда высокая, поэтому есть резон научиться делать все самостоятельно.